Tom Waits – Blood Money / 2002 Старина Том описал «Blood Money» как «Плоть и кости, находящиеся в земле. Это песни о ревности и ярости. Мне нравятся красивые песни, в которых рассказываются ужасные вещи. Они более плотские. Кэтлин и я хорошо подходим для этого материала. Она веселая, богохульная и зловещая». «Blood Money» связан с именем театрального режиссёра Роберта Уилсона и является результатом постановки пьесы Георга Бюхнера «Войцек», премьера которой состоялась 18-го ноября 2000-го года в Театре Бетти Нансен (Копенгаген). Сам Уэйтс считает эту работу прямым продолжением берроузовского «Черного Всадника». «Войцека» Бюхнер не дописал. Незаконченная рукопись пролежала в архиве более сорока лет. Исследователь и писатель Карл Эмиль Францоз, – первый, кто прочел и опубликовал пьесу, получил доступ к рукописи в 70-х годах позапрошлого века, когда рукопись серьезно выцвела, и для восстановления текста понадобилось воздействие химических реактивов (они сильно попортили бумагу, и сделали невозможным полное восстановление оригинального «Войцека»). Так что каждое новое текстологическое прочтение пьесы – это очередная попытка приближения к неизвестному оригиналу. Сюжет пьесы довольно прост в пересказе (даром что взят, как говорят литературоведы, из газетной хроники): Франц Войцек – полковой брадобрей, типичный «маленький человек». Армейский доктор изводит его жестокими экспериментами, командир-капитан унижает его, и затравленный Войцек убивает свою возлюбленную, недавно родившую ему ребенка. А потом, не вынеся душевных мук, топится в пруду. Нехорошая, в общем, история. При этом – типично народническая: влияние среды на личность и все такое. Как водится, страдают невинные. Как всегда, зло торжествует, а герой задает вопрос о праве и твари дрожащей. Кажется, всё. Том Уэйтс написал для спектакля 14 произведений – мрачных, красивых, романтических песен. Он собрал, как обычно, странный оркестр: маримба, банджо, кларнет, туба, окарина, глокеншпиль, виолончель, мелкая перкуссия, бас, флейта-пикколо, а для пролога использовал одну из инструментальных тем «Алисы» и несколько старых, не бывших записанными песен – в том числе «Coney Island Baby», которая не вошла в «Mule Variations».